привлечение инвестораДля привлечения инвестиций в свой проект недостаточно (хотя и важно) составить подробный бизнес-план или грамотную финансовую модель. Необходимо еще и правильно представить свою идею потенциальному инвестору. В своем блоге я часто останавливался на теме привлечения инвестиций и подготовке презентаций. Сегодня очередная порция советов от профессионалов.

О том, к чему надо быть готовым на встрече с инвестором пишет CEO хостинговой компании Timeweb Александр Бойков в своей статье “Семь вопросов, которые вы должны задать себе перед встречей с инвестором” на портале Rusbase. Инвестор может задавать и другие вопросы, но ответив себе на эти семь, вы будете готовы к большинству из них. Или же поймете, что к встрече с инвестором вы еще не совсем готовы и над проектом надо еще потрудиться.

Что же это за вопросы?

1. В чём ваше «нечестное преимущество»? В западной литературе это еще называют “секретный соус”. То есть, чем ваш проект и ваша стратегия будет отличаться от конкурентов, за счет чего вы хотите их опередить. Очень правильный вопрос, я его всегда задавал когда трудился аналитиком в венчурном фонде. И не у всех был на него ответ.

2. Есть ли у вас стратегия? Этот вопрос я бы поставил под номером один. Часто инициаторы проектов и не задумываются о стратегии. В изложении подавляющего большинства стратегия звучит очень просто – получить денег, что-то сделать и это что-то кому-нибудь продать. Но это не стратегия.

3. Что же делать? Для реализации даже самой правильной стратегии нужен хороший и четкий план конкретных дел.

4. К чему вы идёте? Этот вопрос стратегии верхнего уровня. То есть это уже стратегия не проекта, а основателей. Что вы хотите и как это может быть выгодно инвестору?

5. Сбалансирована ли команда? Важнейший вопрос. Любой план должен кто-то реализовывать и деньги в итоге дают конкретным людям.

6. Проанализированы ли риски? Этот вопрос часто упускают. Но “план Б” обязательно должен быть.

7. Готов ли стартап к инвестиции? Всё ли уже сделано своими силами, что без новых денег уже никак? Или еще есть возможность поработать самостоятельно?

инвесторОтветив на эти вопросы можно отправляться на встречу с инвестором презентовать свой проект. Об основных правилах инвестиционной презентации, или как её называют “питчинга”, можно узнать из статьи инвестиционного менеджера ФРИИ Ильи Королева “Правила питчинга: о чем говорить инвестору, чтобы он вложился в ваш стартап” на портале Inc.

Правила просты – наведите справки об инвесторе, уточните его специализацию, отраслевые предпочтения, сколько и на какой стадии он инвестирует. Поговорите с портфельными компаниями инвестора и не зацикливайтесь только на одном. Подготовьте хорошую презентацию. И не забывайте, что не только инвестор выбирает ваш проект, но и вы должны выбирать инвестора. Если что-то с начала пошло не так, то большая вероятность, что дальше будет только хуже. Полезная практическая статья, обязательно почитайте.

Презентация инвестиционного проектаСоветами как произвести впечатление на инвестора также делится Билл Уилсон, CEO компании MindSea Development в своей статье “Как стартапу создать в 10 раз более запоминающуюся презентацию” на сайте Фонда развития интернет инициатив.

В статье приводятся самые действенные, по мнению автора, способы воздействия на потенциальных инвесторов.

Способов таких всего четыре:

  • Создавайте презентацию под инвестора
  • Начните с козырей (с ваших сильных сторон)
  • Представьте проблему и ее решение
  • Приводите данные и диаграммы, которые свидетельствуют о прибыли и популярности

Вышеприведенные советы помогут значительно улучшить вашу презентацию, но лучший способ создать качественные слайды — убедиться в том, что вы создали качественный продукт.

экспертЕсли своей презентацией, бизнес-планом и финансовой моделью вам удалось впечатлить потенциального инвестора, то начинается долгий процесс due diligence, или “тщательного наблюдения”, когда ваш проект и компанию начинают изучать аналитики, эксперты, юристы и бухгалтера. На что обращают внимание инвесторы и как себя во время этой процедуры вести рассказывает руководитель венчурного фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская в статье “Как подготовиться к Due Diligence и не облажаться?” на портале Rusbase.

Если коротко, то правил всего два – держать в порядке документы и отчетность компании, а также быть предельно открытым по отношению к инвестору, как с доктором. Ну и тот же совет – если инвестор вам не нравится, на инвестиции не соглашайтесь.

не верьте фондамДаже если всё идет хорошо, инвестор настроен благожелательно, по итогам Due Diligence ничего страшного не обнаружено, то не стоит пока излишне радоваться и бежать в кассу. Станислав Сажин, основатель социальной сети для врачей «Доктор на работе», дает практические советы стартаперам на тему, как не попасться на уловки и хитрости инвесторов в статье “Не верьте фондам. 4 хитрости, на которые пойдут те, кто дают вам деньги”.

Станислав рассказывает о том, что потребуют фонды и на что придется согласиться. Это запрет привлечения других инвесторов и выпуск акций без согласования, а также крупных финансовых трат. Но есть и вещи, которые инвесторы хотели бы потребовать, чтобы снизить свои риски (нормальное желание), но соглашаться на них не стоит. Об этом и читайте в статье от практика привлечения инвестиций.

инвестицииВ заключение еще одна статья от Станислава Сажина, основателя социальной сети для врачей «Доктор на работе», но уже с оптимистическим названием “Деньги в России найти легко. Как?” .

Советы Евгения прагматичны и практичны: поймите что нужно инвестору, помогите его аналитикам сделать и не потерять свою работу, докажите, что есть люди, готовые заплатить за ваш продукт. И главное, начните с малого. Достигнув начального успеха, поняв больше про рынок и про свой продукт, будет гораздо легче потом масштабировать проект и радовать инвестора и себя.

Советы по привлечению инвестора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *